И частные вузы право имеют

 

Негосударственных вузов в России уже почти столько, сколько и государственных — около 700. Но крепки ли их позиции на образовательном рынке страны? В условиях экономического кризиса этот вопрос приобретает особую остроту. Фактически речь идёт о жизнеспособности коммерческого сектора высшего образования.

На платной основе в российских вузах обучается две трети от всех студентов. Но при этом разрабатываемые правительством антикризисные меры в сфере образования касаются только тех вузов, основу бюджета которых составляют государственные деньги. Учащиеся коммерческих университетов — а их более полутора миллионов — остаются вне интересов властей. Должно ли государство помогать негосударственным вузам и их студентам? Как сохранить и усилить в период кризиса частные образовательные учреждения? Сколько их в итоге останется? Эти вопросы обсуждались в конце минувшей недели на круглом столе комитета Госдумы по образованию и Всероссийском совещании руководителей частных вузов, прошедших в Международном гуманитарном университете в Москве.

alt
Владимир Зернов: «В стране, где 85 процентов ВВП производится в негосударственном секторе экономики, негосударственные вузы оказываются без какой-либо ресурсной поддержки государства»

В борьбе за бюджетный рубль

В России работает свыше 670 негосударственных вузов, причём большинство из них — 470 — имеют госаккредитацию. В связи с этим ректоры коммерческих университетов считают вполне уместным ставить вопрос о выделении им бюджетного финансирования. Так или иначе эту мысль лелеяли практически все участники собрания. Их рассуждения сводились к следующему: мы выполняем важную социальную функцию, платим налоги, следуем точно таким же требованиям, что и государственные вузы, так почему же не имеем права на финансовую господдержку?

«Нам объясняют, что коммерческие вузы не могут претендовать на госзадание (подготовку специалистов за счёт государства), потому что это противоречит Бюджетному кодексу, — возмущается председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНОУ Владимир Зернов. — Какой у нас оригинальный Бюджетный кодекс: в стране, где 85 процентов от ВВП производится в негосударственном секторе экономики, негосударственные вузы оказываются без какой-либо ресурсной поддержки государства. А представьте, если бы правительство не стало помогать частным банкам, то что бы случилось с нашей банковской системой?».

В России работают свыше 670 негосударственных вузов, причём большинство из них — 470 — имеют госаккредитацию. В связи с этим ректоры коммерческих университетов считают вполне уместным ставить вопрос о выделении им бюджетного финансирования

Высказывания остальных участников круглого стола отличались не меньшей эмоциональностью. Ректоры коммерческих вузов словно пытались друг друга убедить в значимости негосударственного сектора образования, которое в условиях кризиса оказалось в несправедливо притеснённых условиях по сравнению с госвузами. Трудно представить, что коммерческие вузы стали бы поднимать подобный вопрос ещё пару лет назад, но сегодня их положение действительно складывается незавидное. Негосударственный сектор образования только начал вставать на ноги, как по нему уже ударил финансово-экономический кризис, а не за горами и демографический (если в 2006 году количество выпускников 11 классов составляло 1,2 миллиона человек, в этом году их будет 900 тысяч, а в 2012-м — всего 740 тысяч). Понятно, что в этой ситуации больше всего пострадают негосударственные вузы, куда абитуриенты придут в последнюю очередь, не поступив на бюджет.

Евгений Миннибаев
Евгений Миннибаев: «Сейчас, когда кризис затронул все сферы деятельности, есть надежда, что сама жизнь заставит разумнее распределять деньги в системе образования»

«Государственный сектор высшего образования по своей идеологии мало изменился с советских времён, — считает ректор Восточной экономико-юридической гуманитарной академии Евгений Миннибаев. — Контрольные цифры набора даются госвузам практически вне зависимости от качества их работы. Другое дело — коммерческие университеты, сам факт существования которых напрямую зависит от эффективности их работы. Сейчас, когда кризис затронул все сферы деятельности, в том числе и вузовский сектор, на первый план должен выйти вопрос эффективности — главным образом в расходовании госсредств. И есть надежда, что сама жизнь заставит разумнее распределять деньги в системе образования».

У негосударственного образования России большой потенциал, неоднократно подчёркивали ректоры коммерческих вузов. И в доказательство своих слов ссылались на зарубежный опыт: Гарвард, Стэнфорд, Массачусетский технологический институт и многие другие ведущие университеты мира являются частными. Более того, страны, которые решили поддерживать коммерческие вузы, смогли сделать свою систему высшего образования конкурентоспособной на международном уровне, то есть создали экспортный потенциал в сфере образовательных услуг. Самый яркий пример — Австралия. Долгое время там поддерживали только государственные вузы, а потом поставили бюджетное финансирование на конкурсную основу, так что на него смогли претендовать и частные. В итоге — поразительный прогресс: Австралия выбилась в лидеры по экспорту образования (на долю иностранцев приходится третья часть от всех студентов). Смысл этого очевиден: в условиях того же кризиса наименьшей девальвации подвергаются высокие технологии, чем, по сути, является современное образование. И именно этого остро не хватает России.  

Негосударственный сектор образования только начал вставать на ноги, как по нему уже ударил финансово-экономический кризис, а не за горами и демографический. Если в 2006 году 11 класс закончили 1,2 миллиона человек, в этом году ожидается 900 тысяч, а в 2012-м — всего 740 тысяч

Ядро и оболочка

Требование негосударственных вузов распределять бюджетные деньги в системе высшего образования не по форме собственности учреждений, а по качеству их работы — высказывается не первый раз. Эта идея уже находит отражение в концептуальных документах правительства. Как напомнил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Гаджимет Сафаралиев, в утверждённой прошлой осенью Концепции долгосрочного развития России до 2020 года (КДР—2020) говорится о равноправном распределении бюджетных средств в образовании без учёта формы собственности вузов. Вот только будет ли это положение когда-нибудь реализовано на практике — большой вопрос. Не исключено, что его постигнет та же участь, что и одно из давних решений Госсовета о равнодоступности бюджетных средств, которое так и не стало выполняться.

Игорь Реморенко
Игорь Реморенко: «Если коммерческий вуз имеет госаккредитацию, выдаёт диплом гособразца, то почему он не имеет право на бюджетное финансирование? Мы готовы обсудить этот вопрос в Минобрнауки»

«Вопрос о допуске коммерческих вузов к государственному заданию, иными словами, о выделении им бюджетных мест, уже обсуждался в министерстве, — прокомментировал директор департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ Игорь Реморенко. — Должен признать, что вопрос резонный. Если коммерческий вуз имеет госаккредитацию, выдаёт диплом гособразца, то почему он не имеет право на бюджетное финансирование? Думаю, в условиях кризиса такая постановка вопроса приобретает особое значение. Поэтому мы готовы заняться его проработкой».

Чтобы как-то подкрепить своё заявление, которое прозвучало не очень убедительно, г-н Реморенко поспешил добавить, что «в министерстве всегда поддерживали инициативу тех негосударственных вузов, которые участвуют в федеральных программах». Кроме того, по его словам, можно усилить их участие в разработке образовательных стандартов.

В пространном докладе академика РАО Владимира Кинелёва, бывшего министра общего и профессионального образования РФ (1996—1998 годы), стоявшего у истоков зарождения негосударственного сектора образования в России, прозвучало много хвалебных слов в адрес коммерческих вузов. Если госвузы можно назвать ядром, то частные — оболочкой, чутко реагирующей на все запросы общества и быстро отвечающей на его потребности, и именно эту взаимосвязь важно сохранить, подчеркнул г-н Кинелёв, после чего вернулся к насущному вопросу — о финансировании.

«Хотя все знают, что я всегда поддерживал частные вузы, но сегодняшние разговоры об их праве на госфинансирование я воспринимаю скорее скептически, — признался Владимир Кинелёв. — Мне трудно представить, что все 670 негосударственных вузов соответствуют принятому в академическом сообществе понятию “качественное образование”. Я помню, как в России зарождалось негосударственное высшее образование. Ректоры тогда не только не думали о госфинансировании, но считали, что им не понадобится и получать право на выдачу диплома гособразца. Они говорили, что создадут такие образовательные программы, откроют такие направления подготовки, привлекут таких специалистов, что в эти вузы будут идти абитуриенты только за счёт их заслуг и имени. Но в жизни всё оказалось несколько сложнее».

Кризис всех уравняет?

Справедливости ради надо отметить, что далеко не все ректоры коммерческих вузов уповают лишь на господдержку. Многие осознают, что в условиях кризиса добиться её будет крайне сложно. Поэтому считают, что не надо устраивать «плач Ярославны», а следует разработать конструктивную программу развития негосударственных вузов. Тем более присутствовавшие на круглом столе представители Госдумы обещали оказать содействие в её продвижении. «Мы исходим из того, что в условиях кризиса государство должно в равной степени заботиться обо всех учащихся, — заявил зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. — И при этом не важно, в каком вузе — государственном или негосударственном — учится студент-платник. Например, реальная помощь государства может быть связана с развитием образовательного кредитования (планируется, что им смогут воспользоваться не менее 15 процентов обучающихся)».

Среди основных мер поддержки негосударственного сектора образования участники круглого стола предложили понизить или освободить вузы от арендной платы, а также решить вопрос с налогами на землю, имущество. Ещё один вопрос, на который обратили внимание ректоры коммерческих вузов, касался аттестации.

«При аттестации вузов в период кризиса нужно существенно ослабить все позиции, связанные с материальными затратами, — предложил президент Международного университета в Москве (гуманитарного) Гавриил Попов. — Отчитываться, сколько денег направляется, например, на науку и какие-то другие направления, крайне сложно. Сейчас перед нами одна задача: помочь студентам. Поэтому в идеале надо было бы отказаться от процедуры аттестации во время кризиса, продлив её сроки действия на два-три года».

У коммерческих вузов в России большой потенциал, неоднократно подчёркивали их ректоры. Ссылались при этом на опыт зарубежный: Гарвард, Стэнфорд, Массачусетский технологический институт и другие ведущие университеты мира являются частными

Ректоров негосударственных вузов крайне волнует вопрос о конкуренции на рынке образовательных услуг. «Сказать, что она есть в этой сфере, значит сильно приукрасить действительность, — отметил Владимир Зернов. — Негосударственный сектор находится в диких капиталистических условиях». По заверению некоторых ректоров, негосударственные вузы насильственно вытесняются с образовательного рынка (особенно в регионах), в том числе с помощью недобросовестных методов конкуренции, разного рода пиар-акций, что, в свою очередь, существенно снижает доступность образования.

В условиях кризиса важно также совершенствовать законодательство о высшем образовании. Деятельность вузов регулируется законом «Об образовании», который был принят ещё в середине 90-х годов, когда негосударственный сектор образования только зарождался. Понятно, что многие вопросы, непосредственно связанные с его существованием, тогда не могли быть учтены. И потому ректоры коммерческих вузов возлагают большие надежды на разрабатываемый единый закон об образовании, который будет включать нормы для учреждений всех уровней российского образования — от дошкольного до послевузовского.

Но пока будет вестись работа над совершенствованием законодательства, коммерческим вузам нужно уже сейчас предпринимать какие-то решительные действия, чтобы выжить. В связи с этим их ректоры рассматривают возможность объединения учебных заведений. Предлагается из нескольких схожих по профилю вузов создавать холдинги и консорциумы. Это позволит сократить расходы на административно-управленческий персонал и в то же время повысить качество подготовки студентов.

Таблица №1. Структура высших учебных заведений в России

Вид Государственные Негосударственные
Вузы Филиалы Вузы Филиалы
Институт 194 78 631 341
Академия 191 222 30 314
Университет: 370 1119 13 88
классический 91 261 3 19
профильный 204 642 10 69
технический 75 216 0 0

По данным Министерства образования и науки РФ

Марина Муравьёва, STRF.ru